aeroaltay (aeroaltay) wrote,
aeroaltay
aeroaltay

Вертолет над ТЭЦ-3

В 1982 году при строительстве ТЭЦ-3 в Барнауле использовался вертолет Ми-8. Это был первый опыт подобных работ на электростанции в Сибири.

Подробный репортаж об этом был опубликован 32 года назад в газете "Алтайская правда".

"Вертолет Ми-8 налегке дважды медленно пролетел над крышей котлотурбинного цеха ТЭЦ-3. Пилоты Геннадий Иванович Копытов и Владимир Петрович Сафронов примерялись, с какой стороны следует заходить с грузом, где зависать. Навстречу лобовому ветру мешает идти стрела стоящего рядом со зданием крана. Нужно попросить развернуть её. Отверстия для труб, которые предстоит перенести сюда, на крышу, и установить – справа. Площадка для работы маленькая, очень стесненная справа – 230 метровой трубой, слева – высокими циклонами. Да, не повернешься, не разбежишься. Нужна очень большая точность. А в общем, подытожили пилоты, условия в пределах нормы.

Приземлились у прорабки. Последний инструктаж монтажникам: тем, которые будут цеплять груз на земле, и тем, что станут принимать его на крыше. Услугами вертолета им еще не приходилось пользоваться.

Эту идею – с помощью вертолета перенести и установить на крыше котлотурбинного цеха трубы, по которым будут выходить и глушиться излишки пара из котла №2, - первой предложила начальник производственного отдела монтажного участка Сибэнергомонтажа Светлана Алексеевна Зацепина. Была эта идея необычна, смела – подобное при строительстве электростанций в Сибири до сих пор не применялось. Поэтому и встречена она была многими скептически, с недоверием. Немало времени, энергии и настойчивости понадобилось Светлане Алексеевне и её единомышленникам, чтобы тщательными расчетами, переговорами с авиаторами доказать осуществляемость задуманного.

Предстояло же трубы поднять на 42-метровую высоту. Сейчас у котлотурбинного цеха крана подобной мощности нет. Чтобы установить его, нужно много времени и усилия немалого числа людей. Крыша на цехе облегченной конструкции, по ней тащить тяжеленные конструкции нельзя. Следовательно необходимо строить специальную металлическую площадку. А чем, как потом поднять на крышу трубы, устанавливать в предназначенное для них место? Чтобы преодолеть все эти препятствия, бригаде из пяти-семи человек потребовалось бы около десяти дней. Светлана Алексеевна хорошо помнила, как намучились монтажники, устанавливая подобные конструкции для первого котла, очень захотелось облегчить и ускорить им работу. Они торопятся: в конце декабря, как раз к 60-летию образования СССР, второй котел на ТЭЦ-3 должен быть запущен. Таково обязательство строителей. Но растапливать его без предохранительных клапанов, частью которых являются трубы, нельзя. Предельное давление в котлах – 140 атмосфер. Его избыток сбрасывается через предохранительные клапаны. Поэтому без их ввода нельзя пускать котел.


ТЭЦ-3 в Барнауле.

Трубы, которые предстояло перенести, сложной конструкции, состоят из двух частей: верхней – более широкой, и нижней – поуже. Высота готовой трубы – больше семи метров, вес – три тонны.

Вертолетчики заводят свою машину. Лопасти начинают мелькать всё быстрее, пока не превращаются в сплошной прозрачный круг. Поднятый ими ветер срывает с земли свежий снежок и вертолет обволакивает метельная пелена. Поднявшись, машина подлетает к площадке, где лежат трубы, повисает совсем низко над землей, и рабочие под руководством прораба Василия Николаевича Рузанова цепляют к ней снизу первую трубу.


Вид с крыши цеха.

На крыше котлотурбинного цеха ждут двое монтажников. Вертолет заносит трубу над приготовленным для неё отверстием. Гул, поднятый вертолетом ветер, тяжесть спускаемой на стропах трубы – все это очень затрудняет работу монтажников. А вертолетчикам приходится действовать вслепую, наощупь. Открыв дверь, бортмеханик Юрий Викторович Вехов ложится на пол вертолета и ловит знаки, которые подает ему старший прораб Владимир Яковлевич Дудин. Наконец, труба точно встала на место. Вертолет спускается еще ниже, натянутые между вертолетом и трубой стропы ослабевают, монтажники отстегивают их, и вертолет летит за следующей трубой.


Г. Копытов (справа) и его вертолет Ми-8.

За сорок минут были перенесены и точно установлены в крыше котлотурбинного цеха все четыре трубы. Вертолетчики вернулись в аэропорт. Для них эта операция также была в новинку: им еще не приходилось работать на электростанции, хотя участвовали на многих монтажных работах, особенно Геннадий Иванович Копытов. Он уже двадцать один год управляет вертолетами. В Барнауле, например, с вертолета устанавливал башенные часы вблизи железнодорожного вокзала, на заводе силикатного кирпича спускал на водонапорную башню цистерну. Помогал своей «стрекозой» монтировать водонапорные башни в Первомайском районе и Павловске, в Новоалтайске установить одинадцать циклонов на картонно-рубероидном заводе. Демонтировал различные конструкции. Всех его работ с вертолета не перечесть – так много их было за эти годы. И все самые сложные операции, связанные с применением вертолета, в первую очередь доверяются ему – командиру вертолетчиков.

А строители с горячей благодарностью отзываясь об авиаторах, готовятся к пуску на ТЭЦ-3 второго котла."

Л. Паршукова, Алтайская правда, 1982 г.
Фото Ю. Копытов, В. Кулясов.
Tags: Барнаул, история
Subscribe
promo aeroaltay february 1, 2014 22:42 30
Buy for 20 tokens
Морозной зимней ночью мне удалось посетить аэропорт Горно-Алтайска, куда с минуты на минуту должен был прибыть рейс S7 215 из Москвы. Честно говоря мне было не по себе, когда я ехал в Горно-Алтайск. Градусник показывал -33 С. Закрадывались сомнения в технике и своих собственных возможностях.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments